Угрозу быстрой смены магнитных полюсов Земли поставили под сомнение

Ученые из США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и Стране восходящего солнца усовершенствовали датировку того момента, когда полюсы магнитного поля Земли поменялись местами в крайний раз. Ранее числилось, что это происшедшее 770 тыщ годов назад событие вышло весьма стремительно, за несколько веков. Исследователи проявили, что по сути на это ушло наиболее 20 тыщ лет.

Магнитное поле Земли © Fotolia / Petrovich12© Fotolia / Petrovich12

Полюсы магнитного поля Земли спустя некое время изменяются местами. Точную природу этого явления ученые до сего времени не узнали. Во время таковой инверсии мощность магнитного поля может в течение долгих периодов уменьшаться в пару раз. С того времени как ученые нашли, что в прошедшем Земли такие действия случались, они высказывали опаски, что если инверсия повторится в наши деньки, то это приведет к суровым дилеммам.

Уменьшение магнитного поля в пару раз означало бы, что на поверхности нашей планетки вырастет радиационный фон из-за того, что галлактические лучи почаще смогли бы ее достигать. Человек довольно тихо переносит возрастание естественного радиационного фона, но вот к современной электронике это не относится. Потому значимая часть незащищенной сложной техники в период смены магнитных полюсов или будет работать со сбоями, или просто закончит врубаться.

Это не весьма жутко, если процесс смены полюсов происходит с умеренной скоростью. Дело в том, что ресурс техники ограничен, и при неспешной смене полюсов новейшие ее поколения можно создать наиболее защищенными. До недавнешних пор скорость полной смены магнитных полюсов ученые оценивали в считанные сотки лет. Крайняя инверсия магнитного поля 773 тыщ годов назад типо произошла всего за сотки лет, а по отдельным оценкам, это заняло даже наименее века.

Создатели свежайшей работы, размещенной в Science Advances,  поновой оценили продолжительность этого действия при помощи аргон-аргонового датирования вулканической лавы. Когда она застывает, образуются кристаллы, ориентация которых зависит от ориентации магнитного поля планетки. В застывающую лаву фактически не попадают газы из воздуха, потому, сравнив соотношение изотопов аргона-40 и аргона-39 в том либо ином образчике, можно установить, когда конкретно она отвердела. Ученые изучили огромное количество образцов старой лавы с Гавайев, Таити, островов Карибского моря и Канарских островов. Они установили, что на самом деле 773 тыщи годов назад произошли только финишные действия полной инверсии магнитного поля Земли. В целом же процесс начался еще 795 тыщ годов назад и занял 22 тыщи лет.

При всем этом 795 тыщ годов назад сила магнитного поля планетки поначалу резко уменьшилась, а позже опять возросла. По-настоящему долгое понижение силы магнитного поля случилось лишь 784 тыщи годов назад, другими словами наиболее чем через 10 тыщ лет опосля начала инверсии полюсов. Это довольно серьезно противоречит наиболее ранешным утверждениям о том, что магнитное поле планетки может резко понизить свою силу всего только за 10-ки лет.

В то же время следует осознавать, что в работе речь шла конкретно о размеренной смене ориентации магнитного поля Земли. Как демонстрируют работы остальных научных групп, вероятны ситуации, когда полюсы изменяются местами на считанные сотки лет и позже ворачиваются в начальное состояние. Конкретно это вышло, к примеру, 41 400 годов назад (событие Лашамп). Тогда переход от обычного магнитного поля к «перевернутому» (когда стрелка компаса указывала бы на юг) занял 250 лет, и еще 190 лет продолжалось само «перевернутое» состояние. В эти 190 лет магнитное поле было на 75% слабее сегодняшнего, и только опосля этого и его направление, и сила восстановились. Вообщем, никаких следов вымираний либо обычного понижения численности видов в этот период ученые пока не отыскали. Другими словами на то, что подобные действия негативно влияют на биосферу, достоверно ничто не показывает.

Статья размещена в журнальчике Science Advances