Сновидения могут служить мозгу средством забывания ненужного опыта

Южноамериканские и японские биологи показали работу нейронов, включающихся во время фазы резвого сна и стимулирующих мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) стирать излишние мемуары.

© Stefan Klein© Stefan Klein

Сновидения посещают нас в процессе «резвого», либо «парадоксального» сна: его фазы продолжаются по 10-15 минут, чередуясь с приблизительно 1,5 часа наиболее долгого и размеренного «неспешного» сна. При всем этом мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) проявляет высшую электронную активность, а глаза стремительно двигаются под закрытыми веками, из-за чего же это время именуют также БДГ-фазой (резвого движения глаз). Показано, что в это время происходит переработка скопленной инфы и переход принципиального опыта в долговременную память — объединение.

Вкупе с тем почти все ученые считают, что как минимум такое же значение имеет оборотный процесс, развивающийся в процессе REM-сна, — отфильтровывание ненадобного опыта и удаление излишних мемуаров. Это активный процесс, связанный с прунингом, «обрезкой» определенных синапсов, которая происходит до этого всего в нейронах гиппокампа — маленький части мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека), играющей главную роль в работе памяти. Создателям новейшей статьи, размещенной в журнальчике Science, в первый раз удалось показать этот механизм.

Ученые из Нагойского института и Центра нейронаук SRI International изучили гормоны гипоталамуса (отдел промежуточного мозга, которому принадлежит ведущая роль в регуляции многих функций организма, и прежде всего постоянства внутренней среды), важного регулятора циклов сна и бодрствования, обратив внимание на клеточки, производящие меланин-концентрирующий гормон (melanin-concentrating hormone, MCH). Наблюдения проявили, что наиболее половины (53 процента) этих клеток активны в период БДГ-сна, тогда как во время бодрствования активность сохраняет только около трети (35 процентов); около 12 процентов оставались активны постоянно.

Чтоб удостовериться в участии МСН-производящих клеток в механизмах памяти, создатели получили ГМ-мышей, у каких можно было избирательно включать либо подавлять активность этих нейронов. Им давали ознакомиться с новеньким, до этого неведомым предметом, опосля чего же повлияли на МСН-нейроны. Как и предполагалось, активация клеток снижала возможности звериных запоминать новейший опыт. Этот эффект проявлялся только при работе МСН-клеток во время резвого сна, а их активация в периоды бодрствования никак не влияла на гиппокамп и память мышей.

«Считается, что сновидения возникают в главном в БДГ-фазе — той, когда проявляют активность МСН-клетки, — гласит Томас Килдафф (Thomas Kilduff), один из основных создателей новейшей работы. — Активация этих клеток может препятствовать переживаниям сна сохраняться в гиппокампе — и сон стремительно забывается».

Статья размещена в журнальчике Science