Осы-наездники оказались сверхпаразитами семи видов насекомых — Новости науки

Южноамериканские ученые узнали, что оса-наездник Euderus set может паразитировать на 7 видах насекомых, а не лишь на орехотворках Bassettia pallida, как числилось ранее. Для этого ученые исследовали 23 тыщи дубовых галлов — патологических образований на растениях.

Самец Euderus set S.P.Egan et al. / Zookeys, 2017Самец Euderus set
S.P.Egan et al. / Zookeys, 2017

Осы-наездники Euderus set, эндемики США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), являются сверхпаразитами (то есть паразитами паразитов) орехотворок Bassettia pallida. Самка орехотворки делает кладку в листьях юных дубов, в итоге что в их появляется внутренний галл, в каком питается и вырастает одна либо несколько личинок. Когда орехотворка растет, она прогрызает отверстие в галле и улетает. Если же в тело B. pallida откладывает яичка оса-наездник, то орехотворка никуда не улетает, и прогрызает в галле намного наименьшее отверстие, чем необходимо. Позже насекомое затыкает его головой и гибнет, а личинка осы-наездника питается мертвой орехотворкой, пока не вырастет. В конце оса-наездник проедает путь в голове жертвы, которой та все еще перекрывает отверстие в галле, и выбирается наружу.

Общества насекомых, населяющих дубовые галлы, исследованы достаточно не много. Конкретно потому непонятно, как неповторимыми являются дела сверхпаразита E. set и паразитоида B.pallida.Исследователи во главе с Эндрю Форбсом из Айовского института, обнаружившие ос из рода Euderus в галлах, образованных не B.pallida, а иными видами дубовых орехотворок, потому, решили изучить этот парадокс подробнее. А именно, ученые решили узнать, заражают ли наездники из рода Euderus остальные виды дубовых орехотворок, и если да, изменяют ли они поведение насекомых-хозяев подобно E. set.

Чтоб это узнать, создатели исследования собрали 23 тыщи дубовых галлов с различных видов дубов, возрастающих в различных частях страны. Когда им попадались насекомые из рода Euderus, они определяли их видовую принадлежность по морфологии и анализируя последовательность субъединицы I митохондриального фермента цитохромоксидазы, которая свойственна для этого вида.

В итоге ученые нашли, что наездники Euderus setвстречаются в галлах, образованных не лишь орехотворками B.pallida,да и еще шестью видами паразитоидов из 4 родов, в том числе Callirhtyis quercusmodesta. Чтоб осознать, как ведут себя сверхпаразиты по отношению к остальным обладателям, ученые проанализировали 128 галлов, образованных C. quercusmodesta. В их они нашли, кроме остальных видов насекомых, 44 личинки E. set и 291 особь их владельцев, C. quercusmodesta. 63 из их затыкали головой отверстие в галле, а в 39 вариантах рядом с «затычкой» находились особи E.set.

Создатели замечают, что в природе известны случаи, когда один паразит мог поменять поведение нескольких владельцев. К примеру, оса Zatypota kauros паразитирует на 2-ух видах пауков из различных семейств. Может быть, но, что 6 видов орехотворок, на которых паразитирует E. set, могут оказаться наиболее близкими родственниками, чем кажется: систематизация орехотворок пока не устоялась, и ученые время от времени перемещают виды из 1-го таксона в иной. Не считая того, насекомые из 2-ух родов, на которых паразитирует E.set, Callirhtyis иBassettia, морфологически весьма похожи, потому со временем в их систематизации в реальности может что-то поменяться.

Статья размещена в журнальчике Biology Letters