Древнее млекопитающее позволило узнать детали эволюции уха — Новости науки

Ученые из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии и Южноамериканского музея естественной истории в Нью-Йорке сказали о открытии закаменевших останков новейшего вида млекопитающих, жившего в меловом периоде.

Реконструкция Jeholbaatar kielanae © XU YongРеконструкция Jeholbaatar kielanae
© XU Yong

Находка принадлежит к биоте Джехол (Жэхэ, Jehol Biota) — экосистеме, сложившейся в  северо-восточном Китае 133–120 миллионов годов назад. В то время в данном регионе размещалось огромное количество озер и болот. В отложениях вулканического пепла на деньке озер найдены закаменевшие останки бессчетных звериных и растений. Их сохранность только отменная: палеонтологи отыскали много сочлененных скелетов, мягенькие ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология), оперение птиц, ветки с листьями и цветами и даже содержимое желудков старых звериных.

Новейший вид относится к многобугорчатым, либо мультитуберкулятам (Multituberculata) — вполне вымершему отряду млекопитающих, напоминавших снаружи современных грызунов и занимавших похожий набор экологических ниш. Заглавие отряд получил из-за соответствующей формы коренных зубов. Вид, живший 120 миллионов годов назад, получил научное заглавие Jeholbaatar kielanae. Это было маленькое звериное весом всего около 50 граммов. Палеонтологов в особенности заинтриговало строение его органов слуха, которое отлично сохранилось в ископаемых останках. Оно существенно различается от схожих видов. Как считают создатели исследования, различия вызваны чертами питания звериного.

Слуховые косточки, которые размещаются в среднем ухе и передают колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо, появились у млекопитающих из обособившейся части нижней челюсти. У ранешних млекопитающих они обычно размещались в особенном желобе нижней челюсти либо соединялись с нею через окостеневший Меккелев хрящ. У современных млекопитающих, как понятно, эти косточки интегрированы в черепную коробку и утратили связь с нижней челюстью, а Меккелев хрящ имеется лишь на эмбриональной стадии. Палеонтологические данные демонстрируют, что отделение слуховых косточек от нижней челюсти происходило независимо как минимум три раза у различных веток млекопитающих.

Окаменелости Jeholbaatar kielanae дозволили в первый раз найти отлично сохранившиеся слуховые косточки у многобугорчатых и сравнить их строение с иными ранешними млекопитающими, выявив переходную стадию эволюции челюстной кости и уха. Изюминка же строения нижней челюсти у Jeholbaatar kielanae ученые связывают с тем, что звериное пережевывало еду с помощью движений челюсти вперед и вспять, а не ввысь и вниз. Это позволило ему включить в собственный рацион растения, когда остальные млекопитающие, в главном, поправлялись насекомыми либо маленькими позвоночными.

Исследование размещено в журнальчике Nature