Большие динозавры сохраняли прохладу благодаря скоплениям кровеносных сосудов в их головах

Мощные динозавры бывали различных форм, но у всех была одна и та же неувязка: сохранять лучшую температуру тела. Сейчас окаменелые следы кровеносных сосудов в черепах больших динозавров демонстрируют, как различные динозавры избегали термического удара. К примеру, длинношерстные зауроподы могли нередко дышать, чтоб сохранять прохладу, в то время как анкилозавры в тяжеленной броне полагались на сложные носовые ходы.

Чтобы избежать теплового удара, гигантский диплодок с длинной шеей (показано на рисунке), возможно, перемещал воздух взад-вперед через рот и нос, чтобы кровь оставалась холодной (вены синие, артерии красные) ©  Michael Skrepnick

Чтоб избежать термического удара, огромный диплодок с длинноватой шейкой (показано на рисунке), может быть, перемещал воздух взад-вперед через рот и нос, чтоб кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов) оставалась прохладной (вены голубые, артерии (артерии — сосуды, несущие кровь от сердца к органам, в отличие от вен, в которых кровь движется к сердцу) красноватые)
©
 Michael Skrepnick

Хим анализ ископаемых зубов зауроподов ранее подразумевал, что, невзирая на их мощные тела, звериные поддерживали температуру тела, подобно современным млекопитающим. Одним из вероятных разъяснений этого была теплорегуляция, при которой кровеносные сосуды отдают лишнее тепло, нередко при помощи испарительного остывания во мокроватых частях тела, таковых как нос и рот.

Чтоб оценить, как огромные динозавры могли применять терморегуляцию, два палеонтолога позвоночных из Центра экологии и эволюционных исследовательских работ Огайо в Афинах нанесли на карту сети кровеносных сосудов снутри черепов ископаемых динозавров и черепов современных родственников динозавров — птиц и пресмыкающихся. Исследователи употребляли компьютерную томографию (получение изображения внутренней структуры объекта), которая соединяет воединыжды рентгеновские лучи в трехмерные изображения. Вместе с данными и наблюдениями современных родственников, эти изображения разрешают ученым картировать сети кровеносных сосудов у старых звериных. Динозавры от диплодоков до тиранозавров развили свои неповторимые методы одолеть жару.

У анкилозавров были толстые скопления кровеносных сосудов, представляющие охлаждающие области, до этого всего в носу. У циклопических зауроподов были скопления кровеносных сосудов в носу и во рту, что гласит о том, что они употребляли дыхание, чтоб оставаться холодными. И беспощадные, большие тероподы, такие как T. rex и Allosaurus, может быть, употребляли свои пазухи. Исследователи нашли, что доборная воздушная полость, соединенная с их мускулами челюсти, также богата кровеносными сосудами. Открытие и закрытие их челюстей могло накачивать воздух в их пазухи и помогать сохранять прохладу.

Статья размещена в журнальчике The Anatomical Record